Память о знаменитом земляке. Александр Николаевич Виноградов

Будущий иеромонах Алексий, в миру – Александр Николаевич Виноградов родился 5 февраля старого стиля 1845 г. в с. Чамерово, Весьегонского уезда, Тверской губернии в семье священника Казанской церкви Николая Сергеевича Виноградова (1818-1880).

Отец его священствовал в с. Чамерово с 1841 по 1870 гг. (иногда пишут, что до 1853 г., но правильнее до 1870 г., так иных мест служения о. Николая не упоминается; правда, в 1853 г., возможен перерыв в служении на приходе, так как о. Николай занимался единоверием и проходил соответствующее обучение у митр. Григория (Постникова), так что эти две даты ещё требуют серьёзного изучения). С 1870 г. – священник Богоявленского собора г. Весьегонска. Помимо Александра, у о. Николая было еще два сына – Константин и Николай. Жена о. Николая – Анна Матвеевна (урожденная Образцова – дочь священника с. Титовское) умерла в весьма молодом возрасте, в 1849 г.

Оставшись вдовцом, о. Николай посвятил всего себя церковному служению и воспитанию детей, которых не отдал в церковное училище, а воспитывал в домашней обстановке, развивая в своих детях разносторонние интересы. В этом священнику помогали и другие церковнослужители Казанской церкви. Благодаря домашнему воспитанию Александр Николаевич, минуя низшее духовное заведение, смог сразу же поступить в 1859 г. не просто в провинциальную семинарию, например, в Твери, а в Санкт-Петербургскую, которую окончил в 1865 г.

По дошедшим до нашего времени сведениям и воспоминаниям, в бытность студентом духовной семинарии, он своими знаниями удивлял как ректора и преподавателей, так и своего отца – весьма образованного священника. После семинарии, Александр Николаевич поступает Духовную академию в Петербурге, но вскоре покидает ее по неизвестным причинам.

Благодаря домашнему образованию в селе, у А. Н. Виноградова возник и интерес к истории своего родного края и смежных ему уездов. Все это привело к созданию им серий рисунков храмов деревянной архитектуры, которые уже тогда начали погибать от рук людей, не понимающих их уникальное историческое и архитектурное значение, от пожаров, а также и от времени. В ХХ в. это дело завершилось так, как будто всё «корова языком слизала».

Подобных памятников деревянного зодчества на территории бывшего Весьегонского уезда теперь можно пересчитать по пальцам. Они так и продолжают гибнуть, никому ненужные, но это отдельная и пространная тема.

Тем не менее, благодаря А.Н. Виноградову, мы в настоящее время можем представить себе, как выглядели деревянные храмы в селах бывшего Весьегонского уезда, которые застал глаз этого выдающегося, но незаслуженно забытого ученого мужа, у которого, помимо прочих интересов, была тяга к живописи.

Еще в Петербургской семинарии ему предлагали занять место помощника наставника преподавателя живописи и рисования. Но судьба сложилась так, что, практически не поучившись в Духовной академии, он покидает Петербург и перебирается в Сергиев Посад, где в Московской духовной семинарии его назначают преподавателем по предмету изобразительного искусства. Виноградов совмещал эту должность с сотрудничеством с «наблюдателем иконографии» Солнцевым Ф.Г., у которого он являлся помощником.

Спустя некоторое время, Виноградов возвращается в Петербург, где во второй раз поступает в Духовную академию, в которой он проучился год (1867-1868), с 1868 по 1874 гг. он преподавал живопись и рисование в Ярославской духовной семинарии, тогда же занялся исследованиями в области церковной архитектуры и иконографии. Этот интерес способствовал тому, что Александр Николаевич создал новый и необычный для того времени в провинции учебный курс по церковной археологии. Это сейчас студенты-семинаристы Духовных школ в обязательном порядке изучают этот предмет в Семинариях и Духовных академиях, но в XIXв. церковная археология, как отдельная дисциплина, только-только зарождалась и важность её для будущих священно и церковнослужителей не всегда осознавалась должным образом, поэтому не удивительно, что администрация Ярославской духовной школы того времени сочла этот курс, предложенный А.Н. Виноградовым, нецелесообразным, поэтому и отказалась внести его в учебное расписание.

Параллельно с 1871 по 1874 гг. Виноградов обучается в Демидовском юридическом лицее Ярославля. За сочинение «Весьегонская писцовая книга XVIIв.», он получает звание кандидата юридических наук. В «Временнике Демидовского юридического лицея» г. Ярославля за 1874 г. (кн. 8), в отзыве профессора М.В. Буданова отмечается, что «вся эта историческая записка есть скорее оглавление будущего труда, обещающего большой интерес при надлежащем выполнении… принимая во внимание поразительную громадность труда, употребляемого Виноградовым на собрание и отработку памятников, я не могу не признать его работы вполне удовлетворительною диссертациею на степень кандидата»[1].

С 1874 по 1879 гг. был аудитором (в 1875-76 гг. в 5-м Киевском гренадерском полку). В 1876 г. Виноградовым был написан реферат на тему «Краткие сведения о деревянных старинных храмах Весьегонского уезда и некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии». В благодарность за этот кропотливый труд его избирают членом Археологического общества на правах сотрудника, что позволяло Александру Николаевичу участвовать в заседаниях общества.

В 1877 г. новое достижение в биографии этого разностороннего человека. За рукописный сборник русских и карельских песен Весьегонского уезда Тверской губернии он избирается членом Географического общества.

Потомки этнических карел-переселенцев, как известно, до сих пор населяют территорию Бежецкого верха Тверской области, за что эта территория и получила наименование «Тверская Карелия».

С 1878 по 1881 гг. Виноградов А.Н. являлся слушателем Санкт-Петербургского археологического института. Одновременно он продолжает изучать и описывать памятники деревянного зодчества в Тверской, Ярославской и Новгородской губерниях. Можно сказать, что одним из первых из русских ученых он обратил внимание на катастрофическое исчезновение этих уникальных памятников. Эта тенденция, к сожалению, продолжается и сегодня, спустя полтора столетия. Тогда же Виноградов принимается за составление учебного пособия для подготовки реставраторов. Им был подготовлен учебный курс публичных лекций цель которых была привлечь внимание общественности к данной проблеме и с помощью общественного мнения наметить некоторые решения по спасению деревянных памятников архитектуры в центральных губерниях Российской империи. Но, как видно из биографии Виноградова, он не получил на этом поприще никакой должной поддержки.

10 мая 1880 г. Виноградов по собственному желанию принимает монашество с именем Алексий, через некоторое время рукополагается в священный сан, становится иеромонахом. Начинается новая веха в его жизни – миссионерское служение. Получив золотой наперсный крест миссионера, он указом Святейшего Синода назначается в состав 16-й русской духовной миссии в Китай. По дороге в Китай он рисует картины и занимается изучением встречающихся деревянных архитектурных сооружений. В ноябре 1881 г. он приехал в Пекин, где начинает активно изучать китайский язык. Помимо миссионерского служения в Пекине, он занимается иконописью и своими трудами создает и украшает походную церковь. Тогда же у иеромонаха Алексия случаются первые приступы психического расстройства.

Он в 1888 г. с разрешения Святейшего Синода предпринимает поездку в Россию, останавливаясь в Иркутской и Красноярской губерниях, где также изучает деревянные памятники архитектуры.

В России многие, к сожалению, принимают его за немного повредившегося рассудком. В дневниках архиепископа Тверского и Кашинского Саввы (Тихомирова) (1819-1896), хорошо знавшего фамилию Виноградовых, находится этому весьма любопытное объяснение этому: «На могиле соборнаго священника Н. Виноградова сделана надпись «Отче наш и пр.» на Китайском языке. Фотографический вид памятника прислан был мне купцом А. Головановым при письме от 27 мая. Надпись эту начертил сын умершаго А.Н. Виноградов (в монашестве – Алексий), с 1881 г. находившийся в Пекинской миссии. – Виноградов, как сам рассказывал мне, находился в некоторое время в доме умалишенных по интригам известного учредителя церковных Братств в Северо-Западном крае Л. Спичакова, которого Виноградов изобличив в злоупотреблении суммою, простиравшеюся будто бы до 200,000 рублей»[2].

До 1895 г. пребывал в России (находился в Киево-Печерской лавре, потом на подворье Киево-Печерской лавре в Санкт-Петербурге). В это время он прославился как синолог, писал научные труды и публикации, многие так и остались неопубликованными. С 1889 г. за передачу в дар Академии художеств ценной коллекции видов и чертежей памятников древнерусского зодчества назначен почетным вольным общником данной Академии. Также «За участие в переводах на китайский язык богослужебных книг Православной Церкви о. Алексию в 1884 г. было передано благословение Святейшего Синода, а в 1893 г. за поднесенные императору Александру III научные труды по истории миссионерской деятельности западных и российских проповедников объявлена благодарность»[3].

Указом Святейшего Синода от 19 октября 1895 г. за №5284 был вновь назначен в состав уже 17-й миссии. Здесь он продолжал свою деятельность, продолжал переводил христианскую литературу на китайский язык. В связи с осложнением психического заболевания в 1898 г. был вынужден навсегда покинуть миссию и в Китай больше не вернулся.

До конца жизни он постоянно вспоминал о времени своего пребывания в Китае, за что в монашеской среде Оптиной пустыни (в братию которой он был назначен Синодом) он получил прозвище «Пекин». Страждущий приступами психического заболевания, он не оставлял своих научных занятий, будучи всеми покинут. Этому способствовало и то, что, исходя из-за своего заболевания, он не нес каких-либо монастырских (трудовых или административных) послушаний, кроме чередных и общих богослужений, как штатный иеромонах обители, то есть вне богослужебного времени он был предоставлен сам себе. Он рисовал картины, писал иконы и портреты исторических персонажей, занимался и фресковой живописью, расписывал храмы обители, занимался реставрациями храмовой живописи и икон. В последние годы жизни он занялся археологическими раскопками вблизи Козельска – «злого города» по выражению хана Батыя. Не все понимали его деятельность, некоторые из братий монастыря относились ко всему этому не столь враждебно, сколько настороженно. И на это у них были свои причины…

В приступах заболеваниях он бросал все дела, однажды он хотел снять с себя священнический сан и монашеский чин и даже в 1904 г. просил об этом Святейший Синод, на что получил спустя какое-то время отказ. В последние годы жизни ему всё казалось, что о нем вот-вот вспомнят, поэтому он переписал набело все свои рукописи, привел в порядок черновики и весь архив, все пронумеровал, подписал, озаглавил, проставил даты окончания тех или иных исследований, все это подшил и сложил в специально заказанные ящики. Очевидно, он был весьма озабочен посмертной судьбой своего архива…

Умер иеромонах Алексий (Виноградов) от голода в 1919 г. в Оптиной пустыне. Захоронение его впоследствии было утеряно.

«Семидесятичетырехлетний иеромонах Алексий (Виноградов) не вставал с постели с декабря 1918 года. В келье у него было холодно, келейник его с трудом отыскивал под снегом щепки или обломки хвороста и иногда протапливал времянку. Остатки красок в банках заледенели, кисти высохли – о. Алексий уже не работал. В эту последнюю зиму своей жизни он много молился, не выпуская из рук четки. Навещали его архимандрит Исаакий, о. Никон с Лидией Васильевной. Приносили ему, что могли из пищи, ставили сами самовар… Нельзя было не посоветоваться с ученым монахом – историком, археологом, художником – о делах музея…»[4].

«Драматизм судьбы великого ученого – в его одиночестве, полной изоляции от официальной науки, для которой Алексий был похоронен при жизни. Даже могила его не сохранилась. Многочисленные сочинения, оставшиеся в рукописи, не напечатаны. Часть трудов (в основном картины) утрачена или рассеяна. Однако дела человека переживают его смерть. Рано или поздно к людям вернется наследие ученого-миссионера, человека поистине энциклопедических знаний, которого Н.И. Конрад назвал одним из крупнейших русских синологов»[5].

В наше время постепенно воскресает память о тех, кто незаслуженно был забыт в круговороте трагических событий ХХ в. Вот и об иеромонахе Алексие (Виноградове) потихоньку начинают вспоминать и узнавать, его научным наследием начинают интересоваться неравнодушные люди. Вот что о «Пути к читателю» писал в 1991 г. М. Чигиринский, который долгие годы являлся единственным исследователем трудов о. Алексия: «Зимой 1942 года во время артобстрела Петроградской стороны пострадала квартира крупнейшего советского востоковеда, академика Н.И. Конрада. Его библиотеку и архив спасла ученица Н.И. Конрада, известная японистка О.П. Петрова. После войны Н.И. Конрад забрал все принадлежавшие ему книги и материалы, кроме одной папки. В ней хранилась рукопись его статьи «Синолог Оптиной пустыни», написанной в 1922-1923 годах. Статья посвящена ныне забытому русскому востоковеду А.Н. Виноградову, умершему в Оптиной пустыни в марте 1919 года «просто от голода», как сказано у Н.И. Конрада. В папке вместе со статьей хранились документы самого Виноградова. Их, вероятнее всего, передали Конраду сотрудники Оптинского музея, который располагал богатейшей коллекцией рукописей, книг и картин монаха-синолога. Опубликовать статью о А.Н. Виноградове в журнале «Новый Восток» Н.И. Конраду не удалось, и больше он не возвращался к этой теме. В 1926 году Оптинский музей ликвидировали, а книги и архив А.Н. Виноградова передали в Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, где они лежат с той поры в неразобранном виде и неизвестно, когда исследователи получат к ним доступ.

Желая познакомить со статьей И.И. Конрада ленинградских китаистов и писательницу Н.А. Павлович, занимавшуюся историей Оптиной пустыни, О.П. Петрова сделала несколько машинописных копий, одну из которых оставила в папке покойного академика… В 1982 году О.П. Петрова познакомила автора данной статьи с папкой Н.И. Конрада, и с ее разрешения он использовал предоставленные материалы для своей работы. Для уточнения некоторых фактов биографии А.Н. Виноградова пришлось обратиться к архивам Москвы, Ленинграда, Калуги. Это дало возможность нарисовать картину жизни великой, одинокой и трагической личности, крайне противоречивой и необычайно талантливой…»[6].

В наше время иеромонаху Алексию (Виноградову) посвящена статья в Православной энциклопедии (автор статьи Хохлов А. Н. Т. I. М.: 2007. С. 663-664). На сайте «Азбука веры» выложены два труда об о. Алексие: «Забытый энциклопедист» (автор – М. Чигиринский), и «Оптина пустынь в 1919 году. Об иеромонахе Алексие (Виноградове)», а также два труда самого о. Алексия в виде сканированного документа. Первый труд «История Библии на Востоке. Том 1. Китайское государство, Корея, Япония, Бурма, Аннам, Сиам и др.» (СПб.: Типография брат. Пантелеевых, 1889-1895. - 1194 с.). Данный труд повествует о религии в Китае и окружающих его стран и народов, а также здесь речь идет об опыте проповеди Евангелия и христианства в этих странах.

Второй труд называется «Китайская библиотека и ученые труды членов Императорского Российской духовной и дипломатической миссии в г. Пекине или Бэй-Цзине, (в Китае)» (СПб.: Типография брат. Пантелеевых, 1889. - 76 с.).

Остальные сохранившиеся на сегодня труды иеромонаха Алексия (Виноградова), но пока не выложенные, или неопубликованные:

  1. Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства // Изв. РАО. 1877. Т. 9. Вып. 1. - С. 1-70.
  2. Краткие сведения о деревянных старинных храмах Весьегонского уезда и некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии // Там же.  - С. 71-93.
  3. «Родословное древо» по памятникам христианской иконографии // Сборник Археол. ин-та. СПб.: 1879. Кн. 3. Отд. 2.  - С. 65-72.
  4. Труды западных христианских миссий в Китае. Казань, 1886.
  5. Миссионерские диалоги М. Риччи с китайским ученым о христианстве и язычестве и обзор китайско-церковной, римско-католической литературы с XVI по XVIII в. СПб.: 1889.
  6. Curriculum vitae. К.: 1891.
  7. История английско-американской Библии. Ч. 1-2. СПб.:1889-1891.
  8. История Библии на Востоке: С обзором метода и условий, благоприятных и неблагоприятных её переводам и распространение у китайцев, монголов, маньчжуров, тибетян, корейцев, японцев: у персов, турок, арабов, абиссинцев, армян, грузин и др. Т. 1-2. СПб., 1889-1895.
  9. Памятники деревянного церковного зодчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII вв. СПб.: 1892.
  10.  Древнепатриархальные династии царей в Ассиро-Вавилонии и Персии, у евреев и магометан, или Патриархально-династическая хронология, основанная на исторических памятниках по новейшим открытиям и выводам науки. СПб.: 1895.

На протяжении всей своей жизни иеромонах Алексий (Виноградов) интересовался этнографией, палеографией, археологией, живописью, историей и библеистикой. Он исследовал памятники старины в Тверской, Ярославской, Новгородской, Иркутской, Красноярской и других губерний, оставив после себя зарисовки и чертежи с измерениями памятников архитектуры. В Тверской губернии, на своей родине в Весьегонском уезде, он явился собирателем материалов по этнокультуре карел-переселенцев и русских обитателей сельских поселений, занимался краеведением.

Став иеромонахом, и отправившись в духовною миссию в Китай, он интересовался историей Востока и в особенно китаеведением, поэтому им был внесён значительный вклад в изучении переводов христианской литературы на языки восточных народов.

17 февраля (по новому стилю) 2020 г. исполняется 175 лет со дня рождения иеромонаха Алексия (Виноградова). Поэтому хочется вспомнить об этом выдающемся человеке – нашем земляке – и почтить молитвенно его память.

Вечная тебе память, труженик на ниве Христовой! Царствие тебе Небесное!

Литература:

  1. Афанасьев В.Оптинские были // Оптина пустынь 1919 г. Об иеромонахе Алексие (Виноградове). Ссылка: https://www.optina.ru/061212/ (дата обращения: 14.02. 2020).
  2. Буданов М. В.Рецензия // Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 8. Ярославль, Типография Губернской Земской Управы, Губернского Правления и Фалька. 1874. - С. 20-21.
  3. Зелов Н. С.Китаевед и археограф иером. Алексий (Виноградов) // ВИ. 1998.  № 10. - С. 139-143.
  4. Зелов Н. С.Подвижники веры и благочестия: статьи, заметки историка-архивиста, краеведа Н.С. Зелов. М., 2013. - С. 17, 25-28,28-30.
  5. Конрад Н. И.Синолог из Оптиной пустыни: (Новые материалы по истории Пекинской духовной миссии) // Конрад Н.И. Неопубликованные работы. Письма.  М.: 1996. - С. 107-119.
  6. Ларин Г. А.Весьегония: словарь-справ. Геннадий Ларин. М.: ИД «Ключ-С», 2010. - С. 321-322.
  7. Савва (Тихомиров), архиеп.Воспоминания о пребывании в Весьегонске // Примечание автора хроники. С. 2.
  8. Снеткова Т. В. Семья Виноградовых в истории села Чамерово // Весьегонская центральная библиотека им. Д. И. Шаховского. Ссылка: http://vesyegonsk.tverlib.ru/semya-vinogradovyh-v-istorii-semi-chamerovo (дата обращения: 14.02. 2020).
  9. Хохлов А. Н. Алексий // Православная энциклопедия. Т. I. М.: 2007. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». - С. 663-664.
  10. Чигринский М. Ф.Забытый энциклопедист // Наука и религия. 1991. № 8.
  11. Чигринский М. Ф.К истории статьи Н. И. Конрада «Синолог из Оптиной пустыни» // Петербургское востоковедение. СПб.: 1992. Вып. 1.
  12. Чигринский М. Ф.Иеромонах Алексий (Виноградов) в Оптиной пустыни // Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. СПб.: 1993. - С. 54-62.
  13.  Шубина С. А. Китаевед А. Н. Виноградов // Краеведческие чтения, апрель 1996 года: тез докл. / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова. Ярославль, 1996. - С. 31.

 


[1]Буданов М. В. Рецензия // Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 8. Ярославль, Типография Губернской Земской Управы, Губернского Правления и Фалька. 1874. - С. 20-21.

[2] Савва (Тихомиров), архиеп.Воспоминания о пребывании в Весьегонске // Примечание автора хроники. С. 2. Могила священника Н.С. Виноградова, как и памятник – не сохранился до наших дней.

[3] Хохлов А. Н.Алексий // Православная энциклопедия. Т. I. М.: 2007. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». - С. 663-664.

[4] Афанасьев В. Оптинские были // Оптина пустынь 1919 г… Ссылка: https://www.optina.ru/061212/ (дата обращения: 14.02. 2020).

[5] Чигиринский М.Забытый энциклопедист // Наука и религия. №8. 1991. - С. 5-6.

[6] См. Там же.

Никита Снетков, студент 2 курса магистратуры Санкт-Петербургской Духовной академии

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей